ДЕНЬ ДОБРЫХ ДНЕЙ
…Добро не лежит на дороге, его
случайно не подберешь, добру
человек у человека учится…
Ч. Айтматов
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Доброта – это ласковое, участливое, заботливое отношение к людям. Это осознанное желание помогать, подкрепленное силой и действиями. Это понимание того, какой эффект произведет сделанный нами поступок. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уделяя внимание умственному и физическому развитию ребенка, не нужно забывать о духовном, личностном развитии, подразумевающем усваивание ребенком моральных и нравственных принципов, формирование у него человеческих качеств. Личностное развитие наблюдается, когда малыш взрослеет, меняется его внутренний мир и само его поведение. Но воспитывать в ребенке лучшие человеческие качества – доброту и милосердие, нужно с раннего возраста. Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания. Дети чаще всего правильно понимают человеческое качество, как доброта. Их поступки, к сожалению, не всегда бывают добрыми по отношению к другим. В воспитании доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло.
Люди становятся злыми не потому, что жизнь к этому принуждает, а потому, что в них «Доброта» не набрала силу с помощью воспитания. Добрый человек не может творить зло, какая бы ни была вокруг него жизнь. Задача в том, чтобы каждый занялся облагораживанием своего окружения, устремил безобразное к прекрасному. Совершая добро, не причиняя вред и боль другим людям, мы видим, как меняются отношения с окружающими. Эти отношения становятся теплыми, светлыми, радостными. Еще в раннем возрасте ребенок «копирует» все наши дела и поступки. Мы – пример для подражания. Поэтому, нужно относиться к ребенку с теплом и заботой, дарить ему минуты радости и счастья. Нужно приучать ребенка самого заботиться о других: о бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о растениях, которые ребенок может вырастить сам. Нужно научить его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. Быть внимательным к людям, которые нас окружают – это и есть проявление доброты.
Показывая ребенку, свое отношение ко всему живому, к природе мы учим их осознавать, что они тоже часть этой природы и ее надо беречь. Сами, тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут относиться к природе? Беседуя с детьми на данную тему, нужно говорить им о том, что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по-доброму, с пониманием, то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим, не нужно ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, рвать и топтать цветы, бросать мусор. Быть более терпимым к своим детям и относиться к ним с пониманием и заботой. Помнить, что мы, в первую очередь можем и должны воспитывать в наших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается. В одной из древних книг сказано: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.
Необходимо общаться с ребенком
Рассказывайте ему придуманные вами сказки о добрых людях.
Вместе посмотрите добрые мультфильмы.
Чаще читайте поучительные народные сказки с последующим их обсуждением.
Учите ухаживать за животными, читайте книги о них, смотрите фильмы с их участием.
Не учите давать сдачу. Это учит агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
Научите ребенка помогать в домашних делах.
Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.
Советы родителям в воспитании детей
1.Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2.Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
3.Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
4.Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
5.Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
6.Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым..